Анти HITLERS ELITE №4: Дитрих Бонхоффер: "Молчание перед лицом зла это и есть зло"
Дитриха Бонхоффера часто представляют в качестве великого примера Христианской веры (в том числе православные и католические модернисты. Бонхоффер утверждает: «Этика – это смелая решимость говорить о том, как образ Иисуса Христа воплощается в нашем мире, говорить не абстрактно и казуистически, не догматично и не чисто спекулятивно». Отчасти именно потому, что его богословие не допускало спекулятивной этики, Бонхоффер вернулся из безопасного Нью-Йорка в Германию, где царил обезумевший национал-социализм. В Германии, вместе с Мартином Нимёллером и Карлом Бартом, он стал лидером Конфессиональной (исповеднической) церкви, противостоящей национал-социализму. Его усилия привели к тому, что он был арестован в 1943 г. В то самое время, когда Вторая Мировая война уже завершалась, Бонхоффер был повешен в концлагере Флоссенбург. Дитрих Бонхоффер знал, что такое быть учеником Христа. В духовном плне, в современной Украине происходит, нечто подобное тому, что происходило в нацисткой Германии, см. http://bobjones.at.ua/publ/prakticheskie_aspekty_psikhologii_hitlers_elite/hitlers_elite_2_mashina_dlja_ubijstv/3-1-0-8
Наиболее значительной и
оригинальной фигурой среди протестантских теологов социального
устремления в XX веке был немецкий лютеранский пастор и теолог Дитрих
Бонхоффер. Это человек чрезвычайного личного мужества, активный
антифашист, казненный в немецком концлагере за несколько недель до
капитуляции Германии. Его личная судьба и судьба его идей не совсем
обычна. Дитрих Бонхоффер родился 4 февраля 1906 года в Бреслау (сегодня
Вроцлав) в протестантской семье врача-невропатолога Карла Бонхоффера, в
которой был шестым из восьми детей.
Он окончил гимназию в 1923 году и изучал теологию в университетах
Тюбингена и Берлина. В юности молодой человек был близок к известному
представителю либеральной теологии Адольфу фон Гарнаку, а впоследствии
длительное время находился под идейным влиянием Карла Барта. Через
четыре года защитил дипломную работу посвященную философскому и
догматичному исследованию категорий церковной социологии (Sanсtorum
communio).
А в 1929 году получает степень доктора теологии. В то же время
Бонхоффер помогает пастору в немецком евангельском обществе в Барселоне
(Испания). Через год начинает стажировку в Объединенной богословской
семинарии в Нью-Йорке, а потом становится пастором и преподавателем
систематической теологии в Берлинском университете.
Бонхоффер не только занимается
преподавательской деятельностью, но реагирует на политическую ситуацию в
стране. Невзирая на перспективу церковного роста, с приходом нацистов к
власти 1933 года становится решительным противником режима с первых
дней. Бонхоффер участвует вместе с пастором Мартином Нимеллер в
создании Исповедующей Церкви, которая выступала против попыток
Национал-социалистической немецкой партии (НСНП) подчинить себе
лютеранскую церковь с помощью создания пронацистской "Евангельской
церкви немецкой нации". Исповедующая Церковь представляла основной
источник христианской оппозиции к нацистскому правительству. Будучи
задействованным в экуменических кругах, Бонхоффер сразу понял важность
информирования международной общественности о том, что происходило в
нацистской Германии. Он выступил на экуменической встрече Всемирного
альянса в Софии, где открыто говорил о еврейском вопросе. На ней была
принята резолюция, в которой осуждались действия нацистов против евреев.
Из-за этого лидер Немецкой евангельской церкви в Берлине потребовал,
чтобы Дитрих отказался от экуменической деятельности, но Бонхоффер не
стал этого делать. Очутившись в отчуждении друзей и коллег видя
сотрудничество немецких церквей с нацизмом, 27-летний Бонхоффер принял
предложение от двух немецкоязычных протестантских церквей о назначении
его пастором в Лондоне, и два года живет в Англии. Однако впоследствии
возвращается в родную Германию и становится руководителем семинарии
Исповедующей Церкви.
С
1936 года ему запрещено преподавать, публично выступать и
публиковаться. Нацистская власть начала реагировать на активную
деятельность Дитриха Бонхоффера, через год закрыта семинария, которую он
создал. С этого времени пастор еще с большим рвением взялся
противостоять нацизму, связывая себя с участниками антинацистского
заговора, а именно сотрудниками Абвера (военной разведки и
контрразведки). Посещает Лондон и Нью-Йорк, где ему предлагают
преподавать. Однако, несмотря на начало Второй мировой войны отклонил
это предложение и вернулся на родину. "Я должен пережить этот сложный
период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У
меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после
войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени", -
заверял Дитрих Бонхоффер. По возвращению домой, Бонхоффера преследует
нацистская власть. Его обязывают регулярно отчитываться о своей
деятельности. В такое непростое время Дитрих Бонхоффер занимается
теологическими исследованиями. Высказанное им мнение о безрелигиозном
христианстве повлекло полемику и дискуссии вокруг этого. "Меня постоянно
волнует вопрос о том, чем является для нас сегодня христианство и кем
является Христос? Давно миновало время, когда людям все можно было
рассказать словами (будь это теологические рассуждения или благочестивые
речи); прошло также время интереса к внутреннему мира человека и
совести, а значит, и к религии вообще. Мы приближаемся к абсолютно
безрелигиозному периоду: люди просто уже не могут оставаться
религиозными. Даже те, кто честно называют себя "религиозным", на деле
вовсе не такие: по-видимому, под "религиозностью" они понимают что-то
другое" - писал Бонхоффер. Для Бонхоффера христианство проявляется не в
словах, а в делах, в поступках, в отношении к другим людям.
1943 год. Дитриха Бонхоффера
арестовывают, обвиняют в "подрыве вооруженных сил", в заговоре с целью
спасения евреев, в использовании своих путешествий в целях, не связанных
с разведкой, и помещают в тюрьму Тегель. В заключении пастор
работает над записками, что вошли в книгу, которую посмертно
опубликовали в 1951 под названием "Сопротивление и покорность".
20 июля 1944 года был переведен в тюрьму
гестапо на Принц-Альбрехтштрассе в Берлине, в феврале 1945 - в
концлагерь Бухенвальд, а в начале апреля переведен в Флоссенбург. В этот
период он смог сохранить несколько любимых книг - Библию, труды Гете и
Плутарха. В тюрьмах и лагерях хранил присутствие духа и мужество, не
только размышлял над богословскими вопросами, но и писал стихи. 8 апреля
смог провести последнее в своей жизни богослужение.
9
апреля 1945 года Дитрих Бонхоффер был казнен через повешение
гитлеровцами в концлагере Флоссенбюрг (Бавария). Накануне казни
Бонхоффер сказал: "Это конец, но для меня - начало жизни". Врач
концлагеря Флоссенбюрг вспоминал: "Через приоткрытые двери помещения
барачного сооружения ... я видел пастора Бонхоффера, неряшливого, на
коленях в тайной молитве перед Господом Богом. Самоотверженный и
проницательный характер молитвы этого очень симпатичного человека очень
потряс меня. И на месте самой казни, вымолвив короткую молитву, он
мужественно взошел по лестнице к виселице ... За всю мою почти 50-летнюю
врачебную деятельность я не видел человека, который бы умирал с такой
преданностью Богу".
После окончания Второй мировой войны в
Германии было издано шеститомное собрание произведений Бонхоффера. Его
рукописное наследие собрал Эбергард Бетг.
Его опубликовали в послевоенные годы в
нескольких книгах, среди которых наиболее значительны "Этика" и
"Сопротивление и покорность" (Dietrich Bonhoeffer. Ethik. Munchen, 1949;
Widerstand und Ergebung. Munchen, 1951).
Они были многократно переизданы в
Западной Германии. Издано несколько сборников, посвященных обсуждению
его концепции. Имя Бонхоффера стоит в одном ряду с именами таких ведущих
протестантских теологов, как Барт, Бультман, Тилли.
Дитрих Бонхоффер является символом
лютеранского мученичества в XX веке. Его статуя, в числе изображений
десяти христианских мучеников этого времени размещена на западном фасаде
Вестминстерского аббатства в Лондоне. Ряд парафиальных церквей назван в
его честь (Dietrich - Bonhoeffer - Kirche). Также в его честь в
Германии выпущена почтовая марка и ему посвящено одно из произведений
Оскара Готлиба Бларра (2006).
Уже прошло 65 лет с даты его гибели. Но
его знают и помнят. Глава Евангельской Лютеранской Церкви Германии
епископ Вольфганг Хубер в свое время сказал о Дитрихе Бонхоффере: "Он -
святой, в протестантском смысле этого слова".
Теолог и философ (Bonhoeffer) родился в 1906 г в Бреслау Он изучал теологию в Тюбингене (1923) и Берлине (с 1924 г) Очень молодым он защитил две диссертации по теологии (1927, 1930 гг) Бонхоффер был викарием в одной из протестантских общин Барселоны Потом он продолжил обучение в Теологическом семинаре Нью-Йорка, был секретарем молодежного экуменистического движения С 1931 г он стал доцентом Берлинского университета, сочетая педагогическую работу с деятельностью священника университетской церкви и городского викария Бонхоффер организовывал различные экуменические конференции Между тем наступило время тяжелых испытаний После прихода фашистов к власти Бонхоффер неоднократно высказывал свое несогласие с нацистским режимом и господствующей идеологией, выступал против пронизывавшего эту идеологию антисемитизма Бонхоффер - соавтор важнейшего документа протестантской церкви начала 30-х годов (Betheler Bekenntnisses), в котором отстаивались антифашистская и антимилитаристская ориентация Позднее Бонхоффер развернул в Лондоне широкую и инициативную экуменическую деятельность С 1935 г то в одной, то в другой церкви Германии он проводил семинары для проповедников, помогая им осуществлять свою деятельность в труднейших условиях многочисленных ограничений и запретов, исходивших от нацистского режима и направленных против христианства и христиан 5 апреля 1943 г Бонхоффера арестовали Его держали в разных местах заключения А 9 апреля 1945 г - незадолго до окончания войны - нацисты приговорили его к смерти через повешение и привели приговор в исполнение На все страдания Бонхоффер шел сознательно Поэтому его и называют теологом-страдальцем За свою короткую жизнь, исполненную драматизма, Бонхоффер успел создать ряд значительных произведений Уже сами их названия - своеобразное обозначение станций на пути его становления как протестантского теолога и философа "Наследование" (Nachfolge, 1937), считающееся главным трудом жизни Бонхоффера, выдвигает строгие нравственные духовные требования к верующим: надо строить жизнь в соответствии с главной ценностью, наследуемой христианами, - с Нагорной проповедью Иисуса Христа Необходимо придерживаться такого порядка жизни, который отвечает ценностям ответственности и самоотверженности Жизнь самого Бонхоффера - пример следования этим духовно-нравственным принципам "Творение и грехопадение" (1933) - сочинение, в котором Бонхоффер (на основе толкования первых трех глав Библии) защищает сходные теологические и этические ценности и нормы "Совместная жизнь" (1933) - последняя книга, опубликованная самим Бонхоффером Она относится к области так называемой практической теологии и отстаивает мысль о том, что "живая церковь" всегда имеет преимущество перед теоретической теологией В 1949 г, уже посмертно, были опубликованы фрагменты "Этики" Бонхоффера Своеобразным завещанием этого мыслителя можно считать его "Письма и заметки из заключения" (в 1951 г их опубликовал Эберхард Бетге, которому они и были адресованы, под названием "Сопротивление и покорность") Короткой была жизнь Бонхоффера Немногочисленны его труды Но они содержат в себе творческие импульсы Бонхоффер выступал против узкоцерковных подходов Он понимал и принимал действительный мир как целое Будучи "земным", мир предполагает путь антиномий Но и в этом "земном" мире Бонхоффер придает вере новое значение Бог - это не некая духовная сила, с которой человек сталкивается где-то на краю жизни; Он ожидает признания и сохранения веры в Него также и в полноте жизни, в самом ее разгаре Получивший хорошее музыкальное образование Бонхоффер прибегал к таким образам: Бог - это лейтмотив, cantus firmus, а человек - это контрапункт И где cantus firmus звучит ясно и отчетливо, там контрапункт развит особенно сильно Отсюда возникает "полифония жизни" Вера, согласно Бонхофферу, имеет "мирской" (weltlich) характер и обращена к "посюстороннему" Мышление выбирает для своей ориентации такие понятия, как "человечность, терпимость, мера" Этика взывает к таким понятиям как "естественное", "отвечающее сути дела" (SachgemaBkeit), "представительство" (Stellvertretung), "принятие вины" (SchuldUbernahme), а такие понятия как "труд", "брак", "власти" (Obrigkeit), "церковь" направлены на упорядочивание жизни В тенденции пробивает себе дорогу "мышление, ориентированное на другого" Церковь лишь тогда становится церковью в христианском смысле, когда она есть "церковь для другого" "Ближний" - это трансцендентное Испытав страдания, Бонхоффер утвердился в мысли, что Бог принимает на себя также и страдания этого мира
Я натолкнулся на такие оценки Бонхоффера:
- Дитрих Бонхоффер (Dietrich Bonhoeffer) (1906-1945) был
редкой личностью. Он поднялся над уровнем обычного человеческого
существования, потому что поступал так, как учил. Его последняя книга
«Этика» (Ethik) осталась незаконченной, потому что он был
казнен в нацистской тюрьме за то, что он жил в соответствии с той
этикой, которую он исповедовал. В «Этике» Бонхоффер утверждает: «Этика –
это смелая решимость говорить о том, как образ Иисуса Христа
воплощается в нашем мире, говорить не абстрактно и казуистически, не
догматично и не чисто спекулятивно». Отчасти именно потому, что его
богословие не допускало спекулятивной этики, Бонхоффер вернулся из
безопасного Нью-Йорка в Германию, где царил обезумевший
национал-социализм. В Германии, вместе с Мартином Нимёллером и Карлом
Бартом, он стал лидером Конфессиональной (исповеднической) церкви,
противостоящей национал-социализму и выступающей в защиту еврейского
народа. Его усилия привели к тому, что он был арестован в 1943 г. В то
самое время, когда Вторая Мировая война уже завершалась, Бонхоффер был
повешен в концлагере Флоссенбург. Дитрих Бонхоффер знал, что такое быть
учеником Христа. То, что написано им в «Этике», имеет ценность для всех
людей, независимо от их исповедания. «Этика» написана человеком твердых
убеждений. Эта книга вдохновляет на нравственный подвиг.
- Дитрих Бонхоффер – немецкий богослов, представитель
«нео-православия» (течение в лютеранском богословии перв. пол. и сер. XX
века.- Ред.), пастор, проповедник, радиоведущий, а также плодовитый
автор 30-сер. 40-х гг. Его деятельность приходится на время возвышения,
правления и падения Адольфа Гитлера. Бонхоффер был под большим влиянием
«нео-православной» мысли, богословия и терминологии, и прежде всего
главного богослова этого направления – Карла Барта (1886-1968).
- Сочинения Бонхоффера привели к возникновению богословия «смерти
Бога», которая была популяризирована в 60-х гг. XX века англиканским
епископом А.Т. Робинсоном. Бонхоффер не придерживался буквы Писания и
вытекающих из Библии фундаментальных истин веры. Его можно
охарактеризовать как религиозного гуманиста, противопоставляющего
исторического Христа – Христу, исповедуемому в Христианстве (Letters and
Papers from Prison, ed. Eberhard Bethge, New York: Macmillan Co., 1972,
pp. 9-12).
- Бонхоффер с готовностью признавал влияние либерального богословия
на его мировоззрение. Объявляя, что невозможно познать объективную
истину относительно подлинной природы и сущности Христа, Бонхоффер
провозглашал, что Бог умер. Более того, Бонхоффер верил, что подлинный
христианин – это верующий, который без остатка погружен в светский мир, и
таким образом превращающийся в мирского христианина. Отвергая
объективные и неизменные нравственные установления Библии, Бонхоффер
провозглашал ситуационистскую мораль – то есть, что добро и зло
определяются лишь «тем, что любовь требует в каждый отдельный момент».
- Сын берлинского профессора психиатрии, Бонхоффер изучал богословие в
Тюбингенском и Берлинском университетах, а также в Богословской
семинарии в Нью-Йорке (Union Theological Seminary). Когда в 1933 г.
Гитлер пришел к власти, Бонхоффер, помощник капеллана и преподаватель
Берлинского университета, присоединился к антифашистской борьбе внутри
Церкви. В 1935 г. он был назначен руководителем Финкенвальдской
семинарии «исповеднической церкви», которая в 1937 г. была закрыта
властями. В 1939 г. Бонхоффер отказался от предоставленной ему
возможности уехать преподавать в США. Он был убежден, что должен
бороться с трудностями вместе с христианами в Германии.
- Вернувшись (из поездок по Европе) в Германию во время Второй
Мировой войны, Бонхоффер столкнулся с запретом на проповедь и
публицистическую деятельность. Хотя он объявлял себя последователем
Ганди и исповедовал ненасилие, Бонхоффер по сути стал двойным агентом,
работая как на антифашистское подполье, так и на немецкие военные
структуры. В конце концов, Бонхоффер примкнул к заговору с целью
убийства Гитлера. Хотя, по мнению некоторых, Бонхоффер и Мартин Нимёллер
придерживались антисемитских воззрений, они рисковали своей жизнью,
чтобы помочь евреям во время Холокоста. Они также мужественно и
деятельно противостояли нацизму. Бонхоффер был арестован в 1943 г. за
участие в переправке четырнадцати евреев в Швейцарию. Он был повешен
нацистами в Флоссенбурге 9 апреля 1945 г.
- Бонхоффер был казнен, когда ему было всего 39 лет, но он оставил
после себя богатое литературное наследие, среди которого наиболее
известны сочинения: Sanctorum Communio, Akt und Sein, Nachfolge,
Gemeinsames Leben,- а также письма, рукописи и записки, опубликованные
посмертно его другом и биографом Э. Бетге (Eberhard Bethge).
- Хотя Бонхоффер был представителем своеобразного «нео-православного»
экзистенциализма, его сочинения приобрели популярность в христианской
среде благодаря его горячему благочестию, его преданности Христу и
призыву пострадать ради Христа. Его религиозная терминология выглядит
евангелической, но существом его богословия является экзистенциализм.
Несмотря на это и сегодня есть те, кто продолжает представлять
Бонхоффера в качестве подлинного Христианского героя (например, на сайте
Christianity Today)… Все эти похвалы в адрес Бонхоффера совершенно
неуместны.
- Краткое изложение того, во что верил и что исповедовал Бонхоффер, составленное по его сочинениям:
1. Он верил, что Бог учит нас, что мы должны жить как те, кто
прекрасно может обойтись без Бога. Бог, Который с нами, это Бог, Который
нас оставил. Бонхоффер также верил, что понятие о Боге, как о Верховном Существе, абсолютном в Его всесилии и благости, является ложной концепцией трансцендентности, и что необходимо отбросить, или устранить насколько возможно, Бога как рабочую гипотезу в области морали, политики и науки (Letters and Papers from Prison, S.C.M. Press edition, Great Britain: Fontana Books, 1953, pp. 122, 164, 360).
2. Он верил, что человечество настолько развилось, что более не
нуждается в религии. Религия для Бонхоффера есть лишь фальшивое
облачение подлинной веры, поэтому он предлагал создать безрелигиозное Христианство. Согласно Бонхофферу, принадлежность к Христианству определяется не верой, но делами, участием в страдании Бога в жизни мира сего
(Letters and Papers from Prison, S.C.M. Press edition, Great Britain:
Fontana Books, 1953, p. 163). Поздние сочинения Бонхоффера источником
марксистского «богословия освобождения»…
3. Он отказывался обсуждать рождество Христово, Его отношение к Отцу,
Его две природы и даже отношения двух природ. Бонхоффер твердо
настаивал на том, что невозможно постичь объективную истину о Христе,
как Боге или человеке (Christ the Center, pp. 30, 88, 100-101).
4. Он подвергал сомнению, а по сути отрицал, непорочное Рождение Христа от Девы Марии (The Cost of Discipleship, p. 215).
5. Он отрицал Божество Христа. Он отстаивал мысль о том, что Иисус Христос сегодня – это не реальная Личность, а соборное присутствие (Testimony to Freedom, pp. 75-76; Christ the Center, p. 58).
6. Он отрицал безгрешность человеческой природы Спасителя и также
отрицал безгрешность Его поступков во время Его земной жизни (Christ the
Center, pp. 108-109).
7. Он верил, что Христос существует в трех формах откровения
– как Слово, как таинство и как церковь. Исходя из того, что Христос
есть церковь, он приходил к тому, что все члены церкви идентичны со
Христом (Christ the Center, p. 58; The Cost of Discipleship, p. 217).
Это является пантеизмом.
8. Он верил, что Христианство не эксклюзивно, то есть Христос не
является единственным путем к Богу (Testimony to Freedom, pp. 55-56).
9. Он был значительной фигурой в раннем экуменическом движении, что
явствует из его контактов с «Всемирным Союзом для осуществления
содружества народов через Церкви» (предшественником отступнического
Мирового совета церквей (ВСЦ), с Union Theological Seminary и Виссерт-Хуфтом (который впоследствии стал первым генеральным секретарем ВСЦ)
(Testimony to Freedom, pp. 22, 212, 568). Бонхоффер участвовал также в
переговорах с католиками, что предвещало широкий экуменизм времени после
II Ватиканского собора.
10. Он был сторонником теории эволюции (No Rusty Swords, p. 143), и
верил, что книга Бытия наивна с научной точки зрения и полна мифов
(Creation and Fall: A Theological Interpretation of Genesis 1-3).
11. Он придерживался «нео-православного» богословия и
«нео-православной» терминологии в учении о спасении (Testimony to
Freedom, p. 130)… отрицал личное спасение (Letters and Papers from
Prison, Macmillan, p. 156).
12. Он крайне низко оценивал Ветхий Завет: вера Ветхого Завета – это не религия спасения (Letters and Papers from Prison, S.C.M. Press edition, Great Britain: Fontana Books, 1953, p. 112).
13. Он не верил в богодухновенность Писания, считая Библию лишь
«свидетельством» о Слове Божием, которое становится Словом Божиим
только, когда оно «говорит» отдельному человеку; в противном случае
Писание остается лишь словами человеческими men (Testimony to Freedom,
pp. 9, 104; Sanctorum Communio, p. 161). Для Бонхоффера Библия должна толковаться как свидетельство, а не как книга премудрости, книга учения, книга вечной истины
(No Rusty Swords, p. 118). Он также верил в ценность гиперкритицизма
(Christ the Center, pp. 73-74), который на самом деле является
отрицанием безошибочной истинности и подлинности Библии
14. Он не верил в воскресение Христа во плоти. Бонхоффер верил, что «историчность» Воскресения относится к области двусмысленности и является одним из «мифологических» элементов Христианства, который должен быть истолкован таким образом, чтобы религия не становилась предварительным условием веры. Он также верил, что вера в Воскресение не является решением проблемы смерти,
и что чудеса и Вознесение Христово также являются «мифологическими
концепциями» (Christ the Center, p. 112; Letters and Papers from Prison,
S.C.M. Press edition, Great Britain: Fontana Books, 1953, pp. 93-94,
110).
- «Если вы считаете, что полезную для здоровья еду следует искать в
помойном ведре, тогда можно поискать некие хорошие вещи в Бонхоффере, но
если глупо и опасно ожидать, что здоровое питание находится в помойке,
тогда Бонхоффера следует полностью отвергнуть и осудить как
богохульство. Его сочинения – хуже мусора» (Dr. G. Archer Weniger. FBF Information Bulletin, May 1977, p. 12).
Если вам понравился материал, можно добавить ссылку на него к себе в блог: